Конфликты и милитаризация образования. Часть III. Украина

Конфликт и милитаризация неформального образования в Украине

 

Катя Мячина

 

Военно-патриотическое воспитание до «Оранжевой революции»

 

 

С началом военного конфликта на Востоке Украины в 2014 году подход украинских властей к концепции патриотического воспитания существенно изменился. Резкая милитаризация политического дискурса, случившаяся в контексте конфликта, повлияла и на образовательно-воспитательную сферу. Патриотическое воспитание, пронизанное милитаристскими лозунгами, отныне становится неотъемлемой частью не только школьной программы, но и внешкольных активностей, настойчиво продвигаемых государственной властью, в особенности в восточных и южных регионах страны.

 

Активное развитие программ и практик патриотического воспитания началось только после событий на Майдане и начала вооруженных действий на востоке Украины. Однако первые попытки ввести военно-патриотическое и национально-патриотическое воспитание[1] в курс уроков средней общеобразовательной школы в Украине предпринимались еще в 1990-х годах. При каждом новом президенте принималась обновленная концепция патриотического воспитания, которая, в целом, отвечала идеологии, продвигаемой актуальным главой государства.

 

В 1999 году президент Украины Леонид Кучма выпустил указ “О мерах развития духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан”. На его основе Кабинет министров Украины принял «Национальную программу патриотического воспитания населения, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных принципов общества», которая действовала до 2002 года[2].

 

В рамках этой программы главные акценты делались на вовлечении молодежи в работу институтов культуры, пропагандировании здорового образа жизни, повышении «моральных и духовных качеств населения» (что подразумевало повышение статуса церкви), и, наконец, подготовка молодежи к военной службе. В русле данной программы в 2001 году по предложению Кучмы Кабинет министров принял «Национальную программу возрождения и развития Украинского казачества на 2002-2005 годы». Главной ее целью была популяризация истории украинских казаков (важнейший героический образ воинов-освободителей в украинском историческом дискурсе), а также повышение «духовности молодежи» и уровня военно-патриотического воспитания[3]. В рамках той же программы “казаческим гражданским формированиям” предоставили права организовывать патрули в городах, оказывать помощь пограничникам в охране границ и помогать МЧС в ликвидации последствий стихийных бедствий. По сути, обе программы направленные на духовно-патриотическое и военно-патриотическое воспитание, призваны были повысить статус церковных институтов и привлекательность службы в вооруженных силах.

 

 

Оранжевая революция, украинский язык и «чествование национальной памяти»

 

 

В 2005 году в ходе «Оранжевой революции» к власти в стране пришел Виктор Ющенко, известный своей правоконсервативной националистической позицией. В годы его президентства много внимания уделялось статусу украинского языка и героизации образа Украинской повстанческой армии (УПА)[4]. В составе Совета по национальной безопасности и обороне (СНБОУ) была создана рабочая группа по вопросам патриотического воспитания молодежи. Передача данной функции в компетенцию этому ведомству была объяснена тем, что образование такого рода является вопросом национальной безопасности[5]. Рабочая группа состояла из представителей разных министерств и молодежных организаций. Главной целью ее деятельности была разработка концепции и системы внедрения патриотического воспитания.

 

Концепция национально-патриотического воспитания молодежи на 2009-2015 годы была принята только в конце 2009 года[6]. Заданный «национально-патриотический» вектор подразумевал выход данной политики за рамки военной подготовки и духовного развития. Впервые в контексте программы патриотического воспитания говорилось о сохранении украинского языка — важнейший пункт политики Ющенко. Также появилась концепция “чествования национальной памяти”, а вместе с ней и первое упоминание “памяти об украинских повстанцах”. УПА отныне становится важнейшим компонентом украинского исторического мифа и официального нарратива. Впервые одним из институтов, деятельность которых призвана популяризировать “национально-патриотическое сознание”, официально предлагается считать СМИ.

 

Годы Януковича

 

Несмотря на то, что «ющенковская» Концепция не потеряла своей законодательной силы, в 2012 году при президенте Януковиче был принят еще один похожий документ: «Концепция общегосударственной целевой социальной программы патриотического воспитания граждан на 2013-2017 года». Этот документ несколько отличался своей ценностной палитрой. Нигде в программе не встречается категория “национальный”, заменяемая в названии документа на “общегосударственный”. Вопрос статуса украинского языка никак не обсуждается. Вместе с персонажами из УПА из Концепции исчезает также концепт национальной памяти. Задачи и цели программы прописаны настолько широко, что включают в себя воспитание в гражданах практически всех “хороших” ценностей. Ожидаемые результаты можно свести к двум максимально расплывчатым показателям: украинец будущего должен быть «хорошим и сознательным» гражданином и проявлять желание служить в армии. С уходом Януковича военно-воспитательный вектор вновь существенно изменился.

Славянск, Украина, 2019. Фото Сергея Румянцева

После «Революции достоинства»

 

 

После «Революции Достоинства» («Евромайдана» — ноябрь 2013-февраль 2014 гг.), смены власти в Киеве, аннексии Крыма и конфликта на востоке страны, вопросы патриотического воспитания обрели новую актуальность[7]. В 2015 году в Министерстве молодежи и спорта впервые в истории постсоветской Украины был создан отдел национально-патриотического воспитания. Его возглавил Микола Ляхович — бывший участник локальных подразделений националистической партии УНА-УНСО[8], активист Майдана, доброволец и участник военного конфликта на Востоке Украины. В своих интервью он активно поддерживал (и продолжает поддерживать) политику Украинского института Национальной памяти — созданного годом ранее центрального органа исполнительной власти, отвечающего за “восстановление и сохранение национальной памяти”[9].

 

Ляхович публично называл Украину — “Русью-Украиной”. Этот конструкт отсылает к представлениям историков-националистов, настаивающих на прямой преемственности современной украинской государственности от средневековой «европейской» Киевской Руси. Современную Россию Ляхович ориентализирует и называет “Московской ордой”, тем самым подчеркивая еще и захватнический характер российского политического режима[10]. По его мнению, именно отсутствие “правильного” национально-патриотического образования привело к тому, что на востоке Украины происходят боевые действия. Начать нормализацию этой сферы он предлагает с “украинизации приветствий и обращений во время воспитательного процесса, формы одежды, оформления учебных помещений” и т. д. Здороваться Ляхович предлагает фразой “Слава Украине — Героям слава”, а обращаться друг к другу используя слово “Друже” (укр. “друг”).

 

В конце 2015 года уже по указу президента Петра Порошенко была принята новая «Стратегия национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016-2020 годы»[11]. В заявленных в ней целях эта стратегия во многом перекликается с программой, написанной при президенте Ющенко. Вновь поднимаются вопросы сохранения украинского языка, повышения престижа военнослужащих, здорового образа жизни, духовно-морального развития детей и юношества.

 

Вместе с тем, в документе ярче просматриваются попытки власти создать альтернативный российскому исторический дискурс. В особенности в том, что касается дискурса о Второй мировой войне. В части описывающей актуальность национально-патриотического воспитания используется название “Вторая мировая война”. В предыдущем документе периода Януковича говорилось о “Великой отечественной войне”. Авторы стратегии предлагают использовать в образовательном процессе героические примеры “участников антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях”, “участников антибольшевистских деревенских восстаний”, “Украинской повстанческой армии” и “украинцев-повстанцев в сталинских концлагерях”. Важно отметить, что данная стратегия была принята уже после подписания так называемого “Декоммунизационного пакета” реформ, среди которых был закон об осуждении коммунистических режимов. Многие тезисы обозначенные в двух документах перекликаются[12].

 

Практически параллельно, Министерство образования и науки немного раньше но в том же в 2015 году приняло собственную «Концепцию национально-патриотического воспитания для учебных заведений»[13]. В некотором противоречии со стратегией, в данном документе закреплены более либеральные идеи и обозначены принципы политики памяти в отношении этнических групп. Например, предлагается популяризировать опыт крымских татар касающийся их культурных связей и военного сотрудничества с украинцами. Наряду с “утверждением в чувствах и сознании личности патриотических ценностей” и “борьбы с украинофобством и сепаратизмом”, концепция ставит перед учебными заведениями задачи “развития толерантности и уважения к другим народам, культурам и традициям”, а также “утверждения гуманистической моральности[14] как основы гражданского общества”.

День защитника Украины, 14 Октябрь, 2016, Львов. Фото Севиль Гусейновой

Ключевые компоненты патриотического воспитания

 

Микола Ляхович считает, что организация летних лагерей и проведение военно-спортивных внеклассных игр, должны стать важнейшими компонентами национально-патриотического и военно-патриотического воспитания. Главным компонентом, по его мнению, должна стать детская и юношеская военно-патриотическая игра “Джура” («Сокол»). Это всеукраинской игра проходящая в четыре этапа, и включающая самые разные конкурсы и мероприятия. От перетягивания каната и “тушения пожара”, до конкурсов строя и песни и “этно-дискотеки”. Методичка по проведению этой игры объясняет, почему украинская педагогика должна быть «казаческой», а также рассказывает, какие приемы нужно использовать в «казаческо-рыцарском воспитании»[15]. В упоминавшейся последней концепции национально-патриотического воспитания закреплено внедрение игры “Джура” во внешкольную активность в школах и ВУЗах. Также рекомендуется использовать ее во время лагерей, устраиваемых школами в летний период.

 

Сотрудничество Министерства с гражданским обществом закреплено, в качестве одной из целей национально-патриотического воспитания. В 2018 году Министерство молодежи и спорта впервые объявило открытый конкурс на создание проектов посвященных национально-патриотическому воспитанию для НПО и других негосударственных институций. По условиям конкурса проект должен был быть всеукраинским (охватывать не менее 14 областей). Для этого конкурса было выделено 4 млн. гривен (150 тыс. долл.) государственного финансирования.

 

Ключевые организации

 

Наиболее заметными организациями действующими в сфере неформального национально-патриотического воспитания являются: “Молодіжний націоналістичний конгресс” («Молодежный националистический конгресс», МНК), скаутская организация “Пласт”, “Спілка української молоді” («Союз украинской молодежи», СУМ) и “Юнацький Корпус” («Юношеский корпус»).

 

«Пласт» и СУМ — это организации, сформировавшиеся еще в начале 20 столетия. В своей идеологии они опираются на представления их отцов-основателей — активистов из ОУН первой половины ХХ века. Основателями МНК также были члены ОУН, но образца начала 2000-х. МНК создавался в качестве варианта молодежной секции ОУН.

 

В числе перечисленных организаций выделяется «Юнацький Корпус». Эта организация была основана в 2015 году членами Цивiльного корпуса «Азов» (Гражданского корпуса «Азов», ЦК «Азов»), в свою очередь возникшего на базе добровольческого полка Азов, принимающего участие в военных действиях на востоке Украины. Все упомянутые организации позиционируют себя как молодежные национально-патриотические объединения. Но история «Юнацького Корпуса» начинается с военно-патриотического лагеря Азовец.

Харьковский Национальный Университет, 2019. Фото Сергея Румянцева

Национально-патриотические лагеря

 

Воспитательные военно-патриотические лагеря организовывались «Пластом» по скаутской системе в Украине еще в начале XX столетия. В годы существования Советского Союза деятельность этой организации была приостановлена и переместилась в те страны, куда эмигрировали многие украинцы (США, Канада и др.). При этом советская власть предложила свою альтернативу —  пионерские лагеря, военно-спортивные игры «Зарница» и т. д. Таким образом, хоть и в русле иной идеологической системы сохранив по сути традицию организации воспитательных военно-патриотических лагерей.

 

После обретения Украиной независимости, националисты вновь постепенно получают доступ к организации летних лагерей. «Пласт» вернулся в Украину еще в 1990-х, а МНК начал проводить свои мероприятия в период президентства Ющенко. Тем не менее, несмотря на очевидную поддержку власти[16], в государственную программу практики проведения лагерей были внесены только в 2015 году по инициативе отдела национально-патриотического воспитания Министерства молодежи. В рамках программы сотрудничества министерства с гражданскими инициативами, с целью проведения патриотических лагерей в разных частях Украины был выделен бюджет в  380 тысяч гривен (около 15 тыс. долл.) (Министерство молодежи и спорта, 2019). Азовец —  самый известный и большой из числа таких лагерей.

 

“Азовец” —  национально-патриотический лагерь, организуемый в Киевской области с 2015 года. Изначально лагерь создавался для детей служащих в Азове добровольцев, и на одну смену набиралось не больше 10-15 участников. В тот период детей обучали базовым военным навыкам: тактике, сборке-разборке автомата, тактической медицине, прохождению полосы препятствий, построенной по стандартам НАТО. За прошедшие 4 года лагерь существенно вырос, и  на каждую смену теперь приезжает до 90 детей. По словам одного из организаторов лагеря, в 2016 году первоначально военно-патриотический лагерь превратился в национально-патриотический. Предполагается, что такого рода нововведение позволит расширить возможности влияния на детей. Отныне можно воспитывать из детей «настоящих патриотов» не только прибегая к урокам по тактике, но и преподавая им историю Украины.

 

На сайте лагеря указано, что Азовец —  это место, где воспитывается «новое» (читай «лучшее» или «более правильное») поколение нации. По словам Андрея Белецкого, главы партии «Национальный корпус», созданной на основе полка «Азов», это: ”Сотни юных националистов, для которых честь, верность, семья, братство и Отечество — не просто слова, а смысл жизни”. Но, видимо, одних громких заявлений и националистических лозунгов недостаточно для влияния на родителей, без согласия и желания которых дети и подростки в лагерь не приедут. Поэтому организаторы пытаются усилить привлекательность лагеря подчеркивая еще и его оздоровительные функции.

 

По мнению организаторов, в лагере дети станут сильнее и здоровее, будут проводить время на свежем воздухе, заниматься физической подготовкой (по стандартам НАТО), и не будут тратить свое время на Интернет игры. Телефоны и другие устройства забираются воспитателями («виховниками»), и выдаются детям и подросткам только на 15-20 минут в день, с тем, чтобы они могли связаться с родителями. На вопрос, размещенный на сайте «Юнацького корпуса»: “почему дети на лагере ходят с деревянными автоматами?”, следует ответ, что суть данного занятия не в создании будущих бойцов, а в воспитании в детях и подростках ответственности. Автомат легко потерять.

 

Главная цель деятельности лагеря — «развитие братского духа», под чем понимается популяризация идей национального единства. Для его достижения применяются различные дисциплинарные практики, сравнимые с принятыми в армии. За каждым нарушением следует физическое наказание (отжимания, приседания, бег). Наказанию подвергается не только провинившийся, но и весь отряд. В некоторых случаях даже весь лагерь. Такими методами, по версии руководителей лагеря, в детях и подростках воспитывается не только личная, но и коллективная ответственность.

 

День начинается с зарядки и завтрака. За стол можно сесть только когда соберутся все обитатели лагеря. Далее следует ежедневный утренний торжественный ритуал. Дети одеваются в одинаковую форму (футболка с логотипами «Азова» и камуфляжные шорты) и выстраиваются на плацу. Если кто-либо не успевает, все остальные ожидают его в строю. На открытии «бунчужный» (главный вожатый лагеря и наставник для детей) зачитывает «молитву украинского националиста». Автором этого текста, созданного в конце 1920-х начале — 1930-х годов считается один из основателей ОУН, Иосиф Мащак. Каждый вступавший в ОУН должен был выучить «молитву» наизусть. Те же правила действуют в лагере[17]. Выстроившись ранним утром на плацу, дети и подростки коллективно скандируют:

 

«Украина, святая мать героев, сойди в сердце моë, прильни бурей ветров кавказских, шумом карпатских ручьев, боёв славного завоевателя отца Хмеля, триумфом и шумом пушек революции, радостным гомоном Софийских колоколов. Пусть душа моя в тебе возродится, славой твоей озарится, ибо ты вся жизнь моя, ибо ты всë счастье моё.

 

Зазвони мне лязгом кандалов, скрипом виселиц унылой утренней порой, принеси мне вопли замученных в подвалах и тюрьмах, и в ссылке, чтобы вера моя была гранитом, чтобы росло рвение, мощь, чтобы смело я шел в бой так, как шли герои за тебя, за твою славу, за твои святые идеи; чтобы отомстить за позор неволи, попранную честь, пытки палачей твоих, невинную кровь замученных детей твоих, величественную смерть героев Украинской нации и тысяч других неизвестных нам, чьи кости разбросаны или тайком погребены.

 

Сожги огнём жизнетворным всю слабость в сердце моём. Пусть не знаю я страха, не знаю, что такое колебания. Укрепи мой дух, закали волю, в сердце поселись моëм! Взрасти меня для светлых поступков. В деяниях тех пусть найду смерть, сладкую смерть в муках за тебя. И растворюся в тебе, и вечно буду жить в тебе, исконная Украина, святая, могучая, соборная![18]

 

В момент произнесения молитвы нельзя шуметь или отвлекаться. За подобное поведение наказывают. Даже подростки придерживающиеся, по их словам, более либеральных взглядов, утверждали, что момент произнесения молитвы был очень важен для них.

 

“Эти слова были такие очень эмоциональные, меня пробирало мурашками каждый раз… Ты с детства в школе учишь про казаков, весь такой пропитанный гордостью, и как бы там не пытался, когда вырастешь раскрывать свое сознание и думать, что национальностей и границ нет, ты все равно чувствуешь гордость и родство со своей страной” 

 

После утренней церемонии следуют разнообразные занятия: тактика, первая медицинская помощь, преодоление полосы препятствий, история Украины, сборка-разборка макета автомата, робототехника, сплав на байдарках и т. д. По словам одного из организаторов лагеря, за 12 дней смены они не могут вложить в голову ребенка достаточное количество знаний, поэтому суть занятий сводится к демонстрации:

 

разнообразия дисциплин, из которых можно что-то выбрать. […] Главное, так как это национально-патриотический лагерь, — привить им любовь к стране и научить критически мыслить. Научиться оценивать ситуацию, иметь собственное мнение и делать собственные выводы”.

 

В свою очередь, преподаватель истории Украины, не должен преподавать полный курс схожий со школьным, а скорее должен заинтересовать подростка в самостоятельном изучении истории, а также создать условия при которых обучаемый “поймет, почему он украинец”. Таким образом, главной задачей инструкторов является “воспитание хороших граждан своей страны”. Чтобы дети выросли патриотами «не просто на словах», а с понимаем того,

 

что каждый шаг, который они делают в пользу себя и страны — это хорошо. Что они могут убирать мусор и заниматься волонтерством, и уже в своем возрасте делать что-то хорошее”.

 

Предметы военного направления в лагере преподаются “на всякий случай, лучше знать, чем не знать”. Если в 2015 году в лагере преподавалась тактическая медицина, то позже этот курс был заменен на первую медицинскую помощь. Содержание курса меняется в зависимости от возраста. Организаторы утверждают, что переживают за психику ребенка. По их словам детям до 14 лет вообще нельзя рассказывать о смерти, а при изучении тактической медицины это неизбежно.

 

По той же причине в лагере не пропагандируется образ какого-то определенного врага, будь-то россиянин или кто-то другой. “Это очень небезопасные игры с психикой ребенка,” —  заявляют организаторы. На уроках тактики детей учат ориентироваться на местности, обучают военным маскировкам, работе в команде, но не инсценируют нападение на врага. Несколько лет назад в форме игры инсценировалось ночное нападение врагов на лагерь. У всех детей были свои заранее предписанные роли и они должны были спать с автоматами, потому что “нападение” могло произойти в любую ночь. Однако никакой конкретики в описании врага также не было.

 

Организаторы утверждают, что не навязывают участникам лагеря ненависти к России, а только “учат любить Украину”. Упоминают о том, что “в Украине идет война с Россией на последних занятиях по истории Украины”. О войне рассказывают еще и ветераны, которые в качестве гостевых лекторов часто приезжают на лагерь,  но только при согласии детей.

 

Дети в лагере могут говорить на русском языке, но все работники говорят только на украинском. Участники приезжают со всех уголков Украины —  от Волновахи до Ужгорода, а также представляют все социальные классы. Среди посетителей лагеря можно встретить и детей ветеранов, и детей депутатов. По словам организаторов, в лагере все общаются на “ты”. Тем не менее, организаторы заявляют, что “Слава богу, дети сепаров [сепаратистов] к нам не ездят”. Трудно сказать, как организаторы определяют детей «сепаратистов». Можно, впрочем, уверенно предположить, что речь идет о регионе проживания (Луганщина и Донбасс) и, в этом случае, часть населения страны в принципе маргинализируется только из-за места проживания.

 

Милитаристская атмосфера лагеря побуждает к конкуренции и определяют специфику гендерного неравенства. По словам опрошенных участников, в лагере больше всего ценится сила и послушание. Например, самое почетное награждение — поднять утром украинский флаг. Такая честь предоставляется тем, кто хорошо проявил себя в предыдущий день (не опаздывал, преуспел на полосе препятствий, помог другу).

 

По словам одного из участников, появляется еще и ощущение, что мальчики важнее девочек. Например, если у кого-то есть замечание к тому, как воспитатели выбирают меру наказания, эти замечания не будут услышаны: “Что им скажешь? Это мужчины, которые ведут себя как: “Я вернулся с войны, я лучше знаю!”. Если же воспитатель не наказывает своих подопечных, подобное отношение становится поводом для насмешек со стороны других работников лагеря. На такой отряд может быть повешен какой-нибудь унизительный по меркам организаторов ярлык (например, “хиппи”).

 

Мускулинные дисциплинарные практики являются важнейшим элементом воспитательного процесса. По словам организаторов, многих детей отправляют в лагерь для “перевоспитания”, чтобы из “мягкого маменькиного сыночка” сделать “настоящего мужчину”. По словам участников, по началу привыкнуть к лагерной дисциплине очень сложно:

 

Ты не можешь там делать все, что вздумаешь. Если ты что-то сделаешь не так, то вы всем лагерем будете за это отгребать”.

 

Дети лишены права отказаться от выполнения задания или просто воспротивиться воле воспитателя. За таким поведением последует наказание. За 12 дней смены к жесткому дисциплинарному режиму привыкает большинство. Тех, кто не привыкает, и продолжает “жить не по правилам” либо травят другие участники,  потому что за чужое бунтарство им приходится “отгребать”,  либо их раньше окончания смены забирают домой родители. Такое случается на каждой смене.

Проект Украинского института национальной памяти - "Воины. История украинского войска", Киев. Андреевский спуск, 2019. Фото Сергея Румянцева.

Опыт воспитания после жизни в лагере

 

Три столпа, на которых держится идеология лагеря — дисциплина, братство и любовь к нации/стране — призваны воспитывать чувство принадлежности к коллективному сообществу правых националистов. Все три столпа связаны между собой духом милитаризма. Некоторые участники говорили, что правила жизни в лагере были похожи на подготовку к “армии в игровой форме”.

 

Для многих Азовец становится точкой входа в активизм. Для этого и была создана организация “Юнацький корпус”, чтобы после опыта жизни в лагере подростки могли выступать в роли самостоятельных организаторов схожих мероприятий на протяжении учебного года. Многие подростки с опытом воспитания в военно-патриотических лагерях организовывают тренинги и соревнования по тем же дисциплинам, которые они изучали в лагере, проводят дискуссионные клубы и экскурсии и ходят в школы с лекциями от ветеранов. Один из интервью партнеров утверждал, что: “Возможно, они даже исполняют работу наших школ, потому что в них должно проходить военно-патриотическое воспитание”. По его же словам, “Лагеря в первую очередь возбуждают национальное сознание: что мы украинцы, нужно ценить нашу культуру, традиции и религию”. Его волнует, что, по его мнению, сейчас молодежи плевать на страну.  Лучше провести время с друзьями и алкоголем. В то время как для тех, кто прошел курс воспитания в лагере важнее быть всесторонне развитыми и сознательными гражданами.

 

Тем не менее, когда я спрашиваю его о планах на будущее, о важности “патриотизма” он не вспоминает. Как и многие другие подростки, он хочет получить образование в университете и построить карьеру, заниматься творчеством. Участие в качестве активиста в деятельности «Юнацкого корпуса» важно для него, в первую очередь, из-за чувства принадлежности к сообществу единомышленников. В деятельности организации участвуют все его друзья. Фактически, его семья. Причем, волонтер может заниматься самыми разными социальными проблемами на связанными с милитаризмом лагерного опыта. Например, в родном городе помогать в приютах для собак, участвовать в очищении города от мусора.

 

По словам участников лагеря, которые отказались от дальнейшего сотрудничества с «Юношеским Корпусом», у организации “много хороших идей, но они часто реализуются плохим способом”. Например, члены часто контролируют местные органы власти, но делают это путем применения силы. Или они следят за тем, чтобы несовершеннолетним не продавали алкоголь, но делают это через запугивание.

 

В числе главных целей воспитания в лагере заявляется развитие умения критического мышления. Но способы достижения этой цели  —  вытеснение индивидуальных потребностей и желаний, запугивание физическими наказаниями, популяризация физической силы и дисциплинированности как главных качеств хорошего гражданина — способствуют скорее подавлению таких качеств.

 

Подведение итогов

 

Рост популярности таких организаций и воспитательных практик кажется в настоящий момент неизбежным. Во-первых, пропагандируемые ими идеалы полностью вписываются в воспитательные дискурсы, доминирующие в Украине (в частности, в школьном историческом образовании) еще с начала 2000-х. Во-вторых, ситуация складывается таким образом, что государству выгодно продвижение националистической повестки среди молодежи, необходимой для поддержания “воинственного духа”, а, соответственно, и продолжения политики милитаризма, выгодной многим представителям власти. Можно предположить, что если бы национально-патриотические лагеря и воспитательные программы не реализовывались бы неправительственными организациями, то вполне вероятно, что они проводились бы напрямую самим государством.

 

Сноски и ссылки на источники:

 

  1. Некоторая путаница и очевидная синонимичность этих предельно широких обозначений нуждается в отдельном пояснении. Прежде всего, следует заметить, что авторы такого рода программ легко используют различные названия для обозначения схожих по сути практик милитаристского образования и воспитания. В то же время, военно-патриотическое воспитание очень часто рассматривается в качестве составной части более широкого национально-патриотического воспитания. Возможно, что руководители ряда школ или летних лагерей, исходя именно из такой перспективы, настаивают на том, что занимаются на «своей территории» только военно-патриотическим воспитанием. Нередко акценты могут смещаться, подчеркивая некоторые различия. Например, лагерь «Азовец», по словам его организатора, создавался поначалу как военно-патриотический. Позже, когда фокус его деятельности сместился с военной подготовки на изучение национальной истории и близких к ней предметов, стал называться национально-патриотическим. При этом милитаристский компонент в программе полностью сохранился.

 

2. Verkhovna rada (1999). National Program of patriotic education of citizens’, formation of a healthy lifestyle, development of spirituality and strengthening of moral values in the society. Kyiv.

 

3. President of Ukraine (2001). National program on revivification and development of Ukrainian cossacks for 2002-2005. Kyiv.

Подробнее о политике памяти и исторической политике в постсоветской Украине см: Iekelchyk, S. (2002). Stalinist Patriotism as Imperial Discourse: Reconciling the Ukrainian and Russian «Heroic Pasts», 1939-1945. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 3(1), pp.51-80; Касьянов Г. (2019), Украина и соседи: историческая политика 1980-2010-х годов, Москва: НЛО.

4. УПА в годы Второй Мировой войны действовавшая преимущественно на территории западной Украины, являлась вооруженным крылом Организации украинских националистов (ОУН). Забегая вперед отметим, что многие из нововведений Ющенко обрели второе дыхание в более поздней политике 2014-2019 годов.

 

5. president.gov.ua. (2006). Working group on issues of patrotic education of youth at apparat of RNBO initiates development of the national concept of patrotic education of youth, http://web.archive.org/web/20071222000454/http:/www.president.gov.ua/news/data/4_7279.html

 

6. Ministry of family, youth and sport; Ministry of education and science; Ministry of culture (2009). Concept of national patriotic education of youth. Kyiv.

 

7. Shveda, Y. and Park, J. (2016). Ukraine’s revolution of dignity: The dynamics of Euromaidan. Journal of Eurasian Studies, 7(1), pp. 85-91.

 

8. Ультраправая партия — «Украинская национальная ассамблея — Украинская национальная самооборона» — УНА-УНСО.

 

9.  Uinp.gov.ua. (2019), Український інститут національної пам’яті — офіційний веб-сайт, Available at: https://uinp.gov.ua/

 

10.  Zamykolu.info. (2019), Микола ЛЯХОВИЧ: «Національно-патріотична свідомість і євроатлантичний стандарт – основа військово-патріотичного виховання в новій Україні», http://zamykolu.info/?p=302

 

11.  President of Ukraine (2015), Strategy of national patriotic education of children and youth for 2016-2020. Kyiv.

 

12.  www.memory.gov.ua. (2015), ЗАКОН УКРАЇНИ «ПРО ЗАСУДЖЕННЯ КОМУНІСТИЧНОГО ТА НАЦІОНАЛ-СОЦІАЛІСТИЧНОГО (НАЦИСТСЬКОГО) ТОТАЛІТАРНИХ РЕЖИМІВ В УКРАЇНІ ТА ЗАБОРОНУ ПРОПАГАНДИ ЇХНЬОЇ СИМВОЛІКИ», http://www.memory.gov.ua/laws/zakon-ukraini-pro-zasudzhennya-komunistichnogo-ta-natsional-sotsialistichnogo-natsistskogo-tota

 

13. Ministry of education and science (2015), Концепція національно-патріотичного виховання дітей та молоді. Kyiv.

 

14. В этой концепции, как и, по сути, во всех других вновь можно встретить такого рода максимально размытые и неочевидные категории.

 

15.  Методичні рекомендації. Всеукраїнська дитячо-юнацька військово-патріотична гра «Сокіл» («Джура»). Підготовка рою до участі у фінальних етапах гри (районних, обласних, всеукраїнському), Київ, 2016, centour.karpat.org › Dzhura › Metoduchka_po_gri

 

16.  По крайней мере при Викторе Ющенко.

 

17. С этой «молитвы» начинается и день многих участников военных действий на Востоке Украины.

 

18.  Молитва українського націоналіста, http://kray.ridne.net/node/306

Заказать обратный звонок