Конфликты и милитаризация образования. Часть I. Азербайджан

Военно-патриотический дискурс и

государственная молодежная политика в Азербайджане

 

Джафар Ахундов

 

 

Апрельская эскалация и милитаризация ритуалов

 

 

Апрельская эскалация 2016 года привела к существенным изменениям в размеренном течении учебного процесса в школах Азербайджана. Учащиеся средней и начальной школ на переменах и во время занятий, а некоторые и после их окончания, собирались для участия в строевых маршировках, чтения патриотических стихов, для исполнения государственного гимна. Во время этих мероприятий большинство учеников переодевались в военную или военизированную форму. Отдельные участники держали муляжи автоматов в руках. В течение двух недель интенсивных мероприятий наиболее популярный девиз звучал следующим образом: «Шахиды — бессмертны, Родина – неделима!». Во время таких импровизированных массовых мероприятий педагоги рассказывали детям, что очередная попытка армян захватить наши родные земли завершилась полным провалом, что противник получил сокрушительный ответный удар. А также о том, что долгом каждого азербайджанца, настоящего патриота от млада до велика является готовность пожертвовать всем, даже жизнью, ради священной Родины. Как это уже сделали шахиды, герои недавних апрельских боев.

 

Военно-патриотическое воспитание, являясь частью учебно-образовательного процесса, занимает важное место в более широком националистическом дискурсе (культурном, политическом, идеологическом). Милитаризация образовательного дискурса в средней школе органически связана с проводимой властями исторической политикой и политикой памяти. Одна из функций исторической политики состоит в репрезентации властного режима, как единственного компетентного актора в деле интерпретации национальной истории, владеющего монополией на урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта.

 

Соответственно, военно-патриотическое воспитание на уровне внешней и внутренней политики призвано выполнять две основные задачи:

 

1) В историко-культурном и национально-этническом аспекте оно отсылает к идентичности, противопоставляя азербайджанцев армянам, и представляя Азербайджан в качестве бастиона, на протяжении веков оказывающего сопротивление захватническим притязаниям «исторического врага», конструируемого посредством этнических, культурных, религиозных и даже биологических категорий;

 

2) Во внутриполитическом аспекте это воспитание направлено на противопоставление власти и оппозиции, репрезентации правящего политического режима, как безальтернативной и компетентной силы, способной защитить интересы нации и государства.

 

 

Институты и агенты власти

 

Репрессивные меры власти, с одной стороны, и отсутствие единства внутри оппозиционных кругов, с другой, лишили оппозиционные силы какого-либо широкого авторитета. Попытки оппозиции играть на поле властей в военно-патриотические игры также пресекаются режимом. В планы власти не входит и возникновение крупного независимого молодежного объединения, способного гипотетически перерасти в мощную политическую силу. Даже если таковое движение будет выступать с реваншистских, милитаристских и патриотических позиций. Учитывая данную специфику, в дальнейшем анализ будет сосредоточен на официальной государственной политике военно-патриотического воспитания.

 

Военно-патриотическое воспитание реализуется властями централизованно через государственные структуры и через различных агентов в гражданском обществе (так называемые «государственные НПО»).

 

В самых общих чертах можно выделить 3 важнейших института и/или агента власти, реализующих политику военно-патриотического воспитания:

 

1) Институты образования, в структуре которых важное место отводится средней школе;

 

2) Различные НПО специализирующиеся на работе с молодежью (начиная от чисто молодежных, и до организаций ветеранов);

 

3) Профильные министерства, исполнительная власть на местах и другие государственные структуры.

Школьное праздничное шествие на 9 мая. 2019. Баку
Школьное праздничное шествие на 9 мая. 2019. Баку

Средняя школа

 

Ключевую роль средней общеобразовательной школы, как важнейшего института государственной пропаганды, сложно переоценить. Школа оказывает огромное эмоциональное воздействие не только на детей. В информационное поле включены педагогические коллективы, технический персонал, родители и другие близкие родственники, посещающие различные школьные мероприятия. По сути, именно школа является важнейшим институтом, производящим коллективную память.

 

Программа военно-патриотического воспитания в школе осуществляется при помощи следующих ресурсов:

 

1) Тексты учебников определенного содержания, в которых репрезентируются национально-нравственные категории, критерии идентичности, образы врага, история противостояния с ним в прошлом и неизбежность повторения противостояния в будущем;

 

2) Вовлеченность самих педагогов, особенно гуманитариев и военруков. Благодаря многим из них страницы учебников оживают, нарративы визуализируются, накладываются друг на друга, что способно существенно усиливать эффект;

 

3) Школьные ритуалы, относящиеся к праздничным и траурным датам с обязательным включением военно-патриотической риторики, призывающей помнить об утратах и героях, а также быть готовыми продолжить героическую борьбу предков.

 

Кроме школьных ритуалов учащиеся задействованы в многочисленных государственных программах и проектах, начиная от сотрудничества с музеями до различных военно-спортивных соревнований, конкурсов, военно-патриотических лагерей. Организаторами данных мероприятий выступают местные органы Исполнительной власти, а также профильные министерства.

 

«Настоящий гражданин», «истинный патриот» должен знать своих врагов и свои корни, быть человеком помнящим. Эти критерии отражены в Национальном куррикулуме – рамочном документе концептуального характера, принятым в 2006 году Министерством образования и определяющим результаты обучения и стандарты нарративов в области общего образования[1]. В логическом обосновании курса «История Азербайджана» можно познакомиться со следующими требованиями к предмету:

 

«Изучение этого предмета обеспечивает усвоение системной информации об Азербайджане как одном из самых древних мест обитания человека, традициях азербайджанской государственности, становлении и формировании азербайджанского народа, его национальных, социальных, моральных и духовных ценностей, позиции  и роли Азербайджана в геополитическом пространстве, влиянии Азербайджана на развитие человеческой цивилизации, агрессии, которой подвергался Азербайджан и борьбе против этой агрессии»[2].

 

Тексты учебников

 

Отдельное внимание следует уделить текстам учебников по истории. Школьный исторический нарратив сообщает учащимся, что сотни и тысячи лет назад родные земли защищали их прямые доблестные предки, и в наследство им досталась не только героическая слава, но и вечная враждебность агрессивных соседей, что предопределяет необходимость постоянной готовности отстаивать «родные земли» с оружием в руках.

 

Так, в учебнике по Истории Азербайджана для 5 класса в теме посвященной героическому эпосу «Китаби Деде Горгуд» необходимость быть всегда во всеоружии и начеку отражена в следующих словах главного героя — старца Деде Горгуда[3]: «Никогда старый враг не может быть другом». Объяснение, кого именно следует считать врагом, можно найти в этом же разделе. Это грузинские и армянские феодалы под покровительством Византии, именуемые «гяурами в черных одеяниях». В конце параграфа авторы конструируют миф о прямой связи времен и поколений, актуализируя тему никогда непрекращающейся борьбы с врагом.

 

«Огузские храбрецы клялись отомстить за кровь погибших врагов. Этот обычай огузов со временем распространился среди всего азербайджанского народа. Азербайджанский народ и теперь клянется, что не оставит кровь шахидов без возмездия»[4].

 

При этом армяне – это те, «характерной чертой которых являются лицемерие и арменизация тюрко-азербайджанских топонимов». Тексты учебников для следующих классов расширяют и углубляют данный исторический дискурс[5].

 

Нарраторы

 

Выше уже отмечалась особенная роль нарраторов. Благодаря их харизме и авторитету очевидцев нарративы получают дополнительную силу, живо отражаясь в сознании учащихся. И хотя Министерство образования призывает заниматься такого рода воспитательной работой всех педагогов, несомненно, ведущее место принадлежит преподавателям гуманитарных наук и военрукам. Последние ведут предмет «Допризывная подготовка молодежи», являются офицерами запаса и назначаются по рекомендации Госслужбы по мобилизации и призыву Азербайджанской Республики.

 

Их влияние на учащихся может быть весьма значительным. К тому же, используя свой авторитет, они способны маргинализировать педагогов по другим предметам, в случае если те более умеренно относятся к пропаганде образа врага и милитаризма. Обструкции могут подвергаться и некоторые дети, выражающие иную точку зрения. Им могут занижать оценки. Также такие учащиеся фактически лишаются поддержки одноклассников, не желающих подвергаться критике в недостаточном патриотизме.

 

Кроме собственно военных кабинетов, при поддержке командования Внутренних войск МВД и Министерства обороны открываются уголки военно-патриотического воспитания, где размещаются различные фотостенды, материалы по истории строительства армии, пособия для допризывной подготовки[6]. В 2015 году в Баку был запущен пилотный проект, который должен в дальнейшем распространяться и в других городах и регионах страны. По соглашению между Министерством образования и Опытным заводом космического приборостроения Министерства Обороны 50 школ были оборудованы по самым современным стандартам. В распоряжение военных кабинетов были переданы учебные автоматы, пистолеты, гранаты и мины, а также различное электронное оборудование[7].

 

Узнать об атмосфере, царящей на таких уроках, можно, например, из статьи военрука школы № 80 города Баку полковника-лейтенанта запаса Мурсала Гурбанова: «Воспитание молодежи в военно-патриотическом духе. На что стоит обращать внимание?»[8]. Автор начинает с цитирования Гейдара Алиева: «Обязанностью каждого является пропаганда и воспитание в народе патриотизма, верность Родине, готовность отдать жизнь за нее».

 

Гурбанов напрямую увязывает патриотизм с готовностью к самопожертвованию. Далее в качестве примера он приводит имена исторических деятелей из различных эпох, разного происхождения. Тут могут соседствовать Бабек – руководитель антиисламского восстания в IX веке и основатель государства Сефевидов в XVI веке шах Исмаил Хатаи. В национально-патриотическом дискурсе они оба считаются азербайджанцами, самоотверженная борьба которых за Родину должна быть примером для гордости и подражания. Гурбанов утверждает, что азербайджанцы – это народ-герой, который воспитал достойную молодежь, доказательством чего являются шахиды и все воины, сражавшиеся с «армянскими головорезами» не на жизнь, а на смерть.

 

Автор затрагивает и вопросы идентичности. Исторический образовательный дискурс включает в себя аксиоматическое утверждение о тюркской основе азербайджанского народа, его древних корнях и правах на земли предков вследствие древнего происхождения и постоянной борьбы за независимость. В силу подобного подхода определенные периоды истории, получают неоднозначную оценку. Советский период, с одной стороны, представляется как эпоха сплошного империализма и колониального угнетения. А интернационализм Гурбанов интерпретирует как составную часть антитюркской политики геноцида. Но и на этом безрадостном фоне выделяется период руководства страной Гейдаром Алиевым – время небывалого подъема во всех сферах[9].

Праздник цветов. 10 мая, 2019 год. Баку
Праздник цветов. 10 мая, 2019 год. Баку

Ритуалы в школе

 

В конце вышеприведенной статьи автор пишет о необходимости усиления работы с детьми. Необходимости знакомить детей со стихами и другими литературными произведениями военной тематики, важность коллективного посещения могил шахидов и иных памятных мест и т. п. Все вышеперечисленное является непременной составной частью школьных ритуалов, которые проводятся по праздничным и траурным датам в виде художественных театрализованных постановок, посещаемых и родителями. Иногда они сопровождаются организацией школьного патруля, когда учащиеся в военной форме и с учебным оружием в руках стоят на страже на всех этажах.

 

Гурбанов подытоживает свои идеи о военно-патриотическом воспитании мыслью о том, что кровавая память о Ходжалы усиливает чувство мести к нашим врагам. А также нельзя забывать о наших ветеранах Второй Мировой войны, спасших мир от фашистской чумы. Упоминание о ветеранах не случайно. Они являются участниками большинства мероприятий на военно-патриотическую тематику, организованных или самими школами, или госструктурами в школах. Они олицетворяют связь поколений, связь с прошлым. Рассказы о немецком фашизме, неизменно сопровождаются сравнениями с «армянским фашизмом», и не в пользу последнего.

 

К относительно новым (получившим  дополнительную подпитку после апреля 2016 года) школьным ритуалам можно отнести участие школьников 5-10 классов в строевых маршах, проводящихся в отдельных школах незадолго до празднования Дня Победы 9 мая, когда все классы выстраиваются на своеобразный школьный парад.

 

Еще одной школьной традицией, не привязанной к какому-то определенному событию, является акция «Письмо солдату», когда школьники пишут письма военнослужащим, находящимся на линии соприкосновения. Эта акция была запущена сразу после апрельских боев Службой ASAN[10].

 

Новая волна милитаризации

 

Апрельская четырехдневная война 2016 года выявила, что взятый властями курс на милитаризацию дает свои плоды. Очередная эскалация конфликта, наступившая вслед за экономическом кризисом, отвела протестные настроения в обществе в нужное властям русло. В апрельские дни было зафиксировано большое количество заявок от молодых людей, пожелавших добровольцами отправиться на фронт. И на этом фоне заявления школьников о готовности по приказу принять участие в военных действиях, не кажутся надуманными и преувеличенными[11].

 

Апрельские события ознаменовали собой новый виток милитаризации и масштабной кампании по военно-патриотическому воспитанию. Появились новые нарративы, новые места памяти. Теперь можно было гордиться не только героической и самоотверженной борьбой шахидов и газиев в ходе неудачных действий в Карабахе в начале 1990-х гг., но, чего давно ждали многие, новой победой и проявленной публичной солидарностью. Соответственно, в разы увеличилось количество проводимых памятных мероприятий с сильным милитаристским уклоном.

 

Впечатляющая активность, включающая семинары, конференции, круглые столы, посещение мест памяти, разные военно-спортивные игры и военно-патриотические лагеря, которые проводились в школах, либо с участием школьников, осуществляется под патронажем местных органов исполнительной власти; Министерств образования, обороны, внутренних дел, молодежи и спорта; Государственной пограничной службой, а также Госслужбой по мобилизации и призыву.

 

Первые послеапрельские мероприятия

 

Первыми масштабными акциями, проведенными по всей стране еще в апреле 2016 года, стали пышные похороны погибших в ходе апрельских боев военнослужащих. Были организованы эскорты, которые с музыкой проезжали по улицам городов, и на протяжении маршрута следования их провожали педагогические коллективы и школьники. Имена погибших офицеров и солдат были присвоены школам, где они непосредственно учились, либо располагающимся на территории районов, где они проживали. Названия новых мест памяти – Лелетепе, Джоджуг Марджанлы, Сейсулан – еще только-только входили в обиход (в 2018 году они будут включены в учебники по Истории Азербайджана для 11 класса). Самыми же часто посещаемыми местами памяти стали Аллея шахидов в Баку и Губинский мемориал, воздвигнутый, по официальной версии, в память о жертвах геноцида, устроенного армянскими дашнаками и большевиками в отношении азербайджанцев в начале мая 1918 года[12].

 

С середины апреля 2018 года стали проводиться мероприятия в центрах Гейдара Алиева, организованные правящей партией Йени Азербайджан (азер., Новый Азербайджан, ЙАП) и местной исполнительной властью. Кроме педагогов и школьников на них обязательно приглашались ветераны (газии) как Карабахской войны начала 1990-х гг., так и Второй мировой войны, а также родители и другие близкие родственники погибших в боях за контроль над Нагорно-Карабахским регионом.

 

Практически все такие мероприятия проходили по стандартной схеме. После возложения цветов к памятнику Гейдара Алиева, начинал свою речь глава местной исполнительной власти, обязательно упоминавший об апрельской эскалации, отныне символизирующей яркую победу, ставшую частью истории азербайджанской армии. Всегда подчеркивается, что эта победа, как и все другие достижения, являются результатом успешной политики, заложенной Гейдаром Алиевым и продолжаемой Ильхамом Алиевым. Такого рода мероприятия проводились и в местах, находящихся в сравнительной близости от линии соприкосновения. Особенно частым местом проведения этих акций стало село Гузанлы, фактически являющееся центром подконтрольной Азербайджану части Агдамского района.

 

Мало отличаются друг от друга и выступления родных погибших. Все они говорят о чувстве гордости и радости, что их сыновья выполнили свой долг перед Родиной и достигли высот шахидства. Иначе и быть не могло, потому что они воспитывали их, как патриотов, чтобы они выросли достойными людьми. Как правило родственники выражают уверенность, что все молодые люди должны быть готовы пойти на все ради Родины, что борьбу необходимо продолжать, иначе понесенные жертвы будут напрасными. А подобное единство становится возможным в результате «правильного» военно-патриотического воспитания молодежи еще в допризывном возрасте.

 

Схожие по характеру мероприятия позже стали проводиться в самих школах, и шли в течении года практически беспрерывно. Судить о характере и атмосфере таких встреч можно на примере проведенной в рамках проекта «Пропаганда патриотизма среди подростков и молодежи» научно-практической конференции и тренинга на тему «Роль апрельских боев в деле пропаганды военного патриотизма». Мероприятие с участием партийных функционеров, представителей местной исполнительной власти и при финансовой поддержке Фонда Молодежи прошло в Технико-гуманитарном лицее № 2 имени Габиббека Махмудбекова[13].

 

Лейтмотивом выступлений стали произнесенные Гейдаром Алиевым на I Молодежном Форуме слова: «Так как часть территории Азербайджана оккупирована, национально-патриотические принципы воспитания должны прививаться с детства, должны стать образом жизни, жизненным уставом каждого гражданина»[14]. Таким образом, военно-патриотическое воспитание должно начинаться в детстве, охватывать все ступени образования, службу в армии, семью. В отношении молодежи процесс приобретает тотальный характер. Завершаются акции подобного рода раздачей сертификатов, дипломов, нагрудных знаков и различных подарков.

Школьный постер посвященный параду столетия вооруженных сил Азербайджана.
Школьный постер посвященный параду столетия вооруженных сил Азербайджана.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Военно-спортивные игры и военно-патриотические лагеря

 

Важная роль в военно-патриотическом воспитании отводится также военно-спортивным играм (ВСИ) и военно-патриотическим лагерям (ВПЛ). По заявлению главы Отделения дошкольного и общего образования Министерства Образования Айдына Ахмедова, с 2014 года планируется более широкое знакомство детей с жизнью в военных частях, с вооружением, участие в церемонии принятия присяги[15].

 

Самые первые ВСИ организовывались еще в конце 1990-х гг. Так, с 1998 по 2014 годы проводились ВСИ «Cəsurlar» (азерб., «Храбрецы»). Заявленная цель – укрепление военно-физической формы и подготовка к службе в армии. В них участвовали ученики 7-9 классов. Соревнования охватывали весь Азербайджан и включали зональные и городские туры с участием до 35 тысяч учащихся[16]. Состязания включали в себя преодоление полосы препятствий, прохождение минного поля при помощи троса, перемещение под электрическими проводами, метание гранаты, строительство палаток и т. п. Открытие игр проходило в апреле каждого года в военном лицее имени Дж. Нахчыванского, а церемонии закрытия (после 2003 года) предшествовало посещение могилы Гейдара Алиева и Аллеи Шахидов[17].

 

По схожей схеме проводятся и сейчас ВСИ «Şahinler» («Соколы»). Главным результатом тут заявлена готовность повторить подвиги героев и шахидов. Из учащихся 9-11 классов составляются команды, в каждой из которых находятся по 10 мальчиков и 4 девочки[18]. В течение 4 туров (школьный, городской или районный, зональный, республиканский) школьники соревнуются в правильном обращении с оружием, защите от химической атаки, выносе раненых с поля боя и т. п. К участию в играх привлекаются и дети из школ, приписанных к районам, занятым армянскими войсками[19].

 

В последние годы популярность набирают организованные Государственной погранслужбой ВСИ «Sərhəd» («Граница»)[20]. Так, в 2015 году в них принимали участие 680 учеников из 136 школ 28 приграничных районов, в 2018 году цифры изменились соответственно на 890, 178 и 34, а в 2019 уже 1035, 207 и 36. Кроме этого, отдельно для учеников 7-10 классов организуется каждое лето ВПЛ «Sərhədçi» («Пограничник»)[21]. Кроме идеологической и воспитательной работы школьники обучаются сборке и разборке автомата, преследованию и задержанию, оказанию первой медицинской помощи, маскировке, строевой подготовке.

 

Начиная с 2014 года каждое лето местными органами исполнительной власти города Баку совместно с Министерством Обороны в Гусарском районе организуются ВПЛ «Gənc Heydərçilər» («Юные гейдаровцы»). Как заявлено, в лагерь отправляются школьники из семей военнослужащих, отбывающих службу на линии соприкосновения с противником, из семей шахидов, а также отличившиеся в области спорта и образования. В отличие от других лагерей, тут отдыхают и знакомятся с бытом солдат, обращению с оружием и прочему только мальчики. Число варьируется каждый раз от 150 до 180 человек[22]. Важное место занимает и идеологическая составляющая, направленная на укрепление культа личности. В речах высокопоставленных лиц и организаторов обязательно присутствует признание большой заботы президента Ильхама Алиева, и его жены, первого вице-президента Мехрибан Алиевой о семьях шахидов[23].

 

Молодежная политика

 

В условиях практического отсутствия в Азербайджане независимых гражданских организаций, речь в этом разделе пойдет о, так называемых, проправительственных НПО. Немногочисленные оппозиционные молодежные НПО, как и их головные организации (как правило партийные), не выдвигают какие-то альтернативные идеи касательно Нагорно-Карабахского конфликта, сами вовлечены в углубление популярного реваншистского дискурса. Члены таких НПО могут предлагать даже более радикальную оценку конфликта, критиковать правительство за недостаточность усилий и за нежелание решать карабахский вопрос силой, за отсутствие у представителей власти должного патриотизма. Вследствие критики власти они лишены прямого выхода на школьников и студентов. Деятельность же проправительственных НПО поставлена в зависимость от выделяемых государством грантов (иных источников финансирования у них нет), что автоматически формирует их повестку дня в рамках официального национально-патриотического дискурса. Таким образом, их деятельность мало чем отличается от молодежной организации правящей партии ЙАП, которая считается самой массовой. В соответствие с официальной статистикой, ее членами являются не менее 250 тысяч человек.

 

Власти никогда не недооценивали потенциал молодежи и умело использовали ресурсы этой части населения. Начало официальной молодежной политики связывают с указом Гейдара Алиева о создании Министерства молодежи и спорта в 1994 году. 2 февраля 1996 года открылся I Молодежный форум, на котором выступил Гейдар Алиев, и через год день открытия был объявлен Днем Молодежи. После этого число молодежных НПО стало расти (на данный момент их около 300 среди почти 3 тысяч зарегистрированных НПО)[24]. Среди них Общество юных патриотов, возникшее в 1998 году.

 

В 1999 году выходит распоряжение Кабинета Министров Азербайджана и принимается соответствующая Программа по «Усилению среди молодежи патриотических и гражданских чувств»[25].  Чуть позже выходит Указ Президента «О государственной молодежной политике»[26]. Данные документы предусматривали план мероприятий, среди которых были: создание Центра патриотического воспитания, проведение в детсадах тематических игр и конкурсов, прививание детям духа патриотизма, создание детской энциклопедии, установление тематических рекламных стендов и т. д. Данные направления развития закреплял Закон «О молодежной политике» 2002 года[27].

 

При Ильхаме Алиеве работа с молодежными структурами получила новый импульс. Были введены в действие несколько государственных программ, из которых в интересующей нас сфере представлена Государственная программа «Азербайджанская молодежь». Ее принимали трижды – на 2005-2009, 2011-2015 и 2017-2021 годы[28]. Программа предписывает гражданское и патриотическое воспитание, включающее ознакомление учащихся с героями и отличившимися в боях за Карабах, улучшение качества преподавания на уроках начальной военной подготовки (позже предмет был переименован в Допризывную подготовку молодежи), улучшение качества военно-спортивных игр, создание тематических анимационных и мультипликационных фильмов, проведение семинаров и конференций.

 

После апреля 2016 года данная Программа стала осуществляться в более интенсивном и непрерывном темпе. Созданный в 2011 году Фонд Молодежи[29] стал одни из основных источников выдачи грантов под осуществление как государственного заказа, так и молодежных инициатив снизу. Оказание властями еще большего внимания молодежной политике на фоне возможных негативных влияний в связи с социально-экономическим кризисом отразилось в создании новых профильных структур. В 2017 году в составе Президентской Администрации был создан новый одел по вопросам молодежи, и соответствующий комитет был создан в составе парламента (Милли Меджлис).

 

 

Молодежные НПО

 

Учитывая такое серьезное государственное покровительство и финансирование, число НПО, действующих в военно-патриотической сфере, постоянно росло. Среди активных можно выделить Общественное объединение «Реван». В рамках проекта «Знакомство с национальными героями и пропаганда их деятельности» активисты движения провели ряд семинаров в школах Баку и некоторых регионах Азербайджана[30]. После апреля 2016 года это объединение со схожими целями осуществило новый проект «Азербайджанские соколы в Карабахе», каждый раз рассказывая о солдатах и офицерах, принявших участие и погибших в апрельских боях[31]. По представленным сведениям, целью деятельности объединения является поддержка однозначной и категорической деятельности президента Ильхама Алиева по освобождению захваченных территорий и обороне, а также стремление научить детей жить по примеру героев[32].

 

В последние годы набирает популярность НПО «Ирели!» («Вперед!»)[33]. Оно возникло в 2005 году. Главной целью было заявлено содействие проведению государственной молодежной политики и всестороннему развитию молодежи, формирование гражданского общества, нацеленного на защиту государственных интересов, воспитание достойных граждан. В то время оно было одним из многих, работавших в данном направлении. После апреля 2016 года на новой волне патриотических настроений объединение провело ряд акций, принесших ему более широкую известность.

 

В декабре 2016 года активисты объединения посетили высоту Лелетепе, занятую азербайджанскими войсками в ходе апрельских боев и превратившуюся не просто в новое место памяти, но в символ победы[34]. Летом 2018 года объединение организовало военно-патриотический лагерь «Марш Ирели!» («Шагом марш!») в Агдамском районе, в населенном пункте Гузанлы[35]. И если в первом лагере приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 20 лет, то в 2019 во втором лагере, организованном в еще одном прифронтовом Геранбойском районе, уже 150 человек в возрасте от 17 до 25 лет[36]. Для них в лагере была организована социальная и спортивная деятельность в экстремальных условиях, организованы встречи с общественными активистами и ветеранами; посещение военных частей и боевых постов. Проводились также разные симуляционные игры включающие: преодоление полосы препятствий в составе разведроты, прыжки с высоты, атаку на боевые позиции, добычу огня и пищи, стрельбу, топографию, тактическую подготовку.

 

Председатель «Ирели» Мир Гасан Сеидов говорил о важном значении подготовки молодежи и для участия в информационной войне. Молодежь, по его словам, это отдельная боевая единица. Есть большое количество молодых людей, которых нужно правильно ориентировать, расширить их информационную базу. «Азербайджан имеет сильную армию, государство и народ — едины, а наш проект направлен на дальнейшее развитие молодежи, раскрытие и реализацию их потенциала в военно-патриотической сфере. Страну должны защищать не только военные, но и вся общественность, особенно молодежь. Наша молодежь – это авангард страны, преданная своей Родине, ее ценностям, традициям и идеалам! Мы всегда должны быть готовы освободить наши земли от армянских оккупантов»[37].

Праздник цветов. 10 мая, 2019 год. Баку
Праздник цветов. 10 мая, 2019 год. Баку

Глазами очевидца

 

Каким был повседневный быт в лагере? Какое влияние он оказал на участников, и что привлекло к участию в нем молодых людей? На эти вопросы согласился ответить один из участников Ахмед Гасанов (18 лет, муж., имя и фамилии изменены, с целью сохранения анонимности. Август 2019. Баку). Причиной подачи заявки для участия он назвал организацию лагеря в военной обстановке. Он стремился расширить свои знания в военной области, познакомиться с военной структурой, найти свое место, чтобы во время прохождения службы в армии быть к ней уже подготовленным.

 

Ахмед рассказал, что сигнал подъема звучал в 6 часов утра. После чего нужно было срочно готовиться к строевому смотру. По военным порядкам нужно было ежедневно быть чисто выбритым. Но бриться приходилось с использованием родниковой ледяной воды. Этой же водой мыли и посуду после еды. Это было неудобно, трудно, но повышало чувство ответственности, которое, по его мнению, они уже не растеряют после опыта, приобретенного в лагере.

 

Проводились встречи с ветеранами-газиями, участниками апрельских боев. Они рассказывали о своем боевом опыте, о военных операциях, об их представлениях об армянах. Но они не говорили об армянах в уничижительном плане. Врага нельзя недооценивать, считать его слабым. Среди армян тоже есть умные и профессиональные бойцы. Критерием для определения недостаточной интеллектуальной развитости как среди армян, так и среди азербайджанцев, указывалась жестокость и пытки по отношению к раненым. Излишнее насилие – свидетельство малообразованности. Высокопрофессиональные бойцы пресекают мучения, убивая быстро.

 

Кроме этого, ветераны и другие профессиональные военные проводили занятия по сборке и разборке автоматов, боевым искусствам, снайперскому делу. Также проводились соревнования по стрельбе по движущейся и стоячей мишени, метанию ножей, преодолению полосы препятствий, перетягиванию троса и другие конкурсы. Нашлось время и для актерского мастерства. Во время практических сессий, нужно было поставить и сыграть какую-либо сценку из военного кинофильма. И днем, и ночью бывали сигналы тревоги, пожара, минного обстрела. Обучали, как выходить из таких ситуаций с минимальными потерями.

 

К концу занятий Ахмед уяснил для себя, что представлял себе службу в армии иначе. Что приказы мы обязаны выполнять. Правда, он не уточнил, о каких именно приказах идет речь.

 

«Приказы не обсуждаются. Мы это поняли. Еще появилось чувство единства. Когда кому-то становилось плохо, остальные сразу приходили на помощь. Занятия были настолько интенсивными под палящим солнцем, что ежедневно приблизительно до 20 человек из 150 теряли сознание. Для нас это стало обыденным явлением, и в дальнейшем в подобных ситуациях, думаю, мы сможем сохранить самообладание и вовремя прийти на выручку. Так мы обучились работе в команде, выработали у себя выдержку и терпеливость».

 

 

Выводы

 

 

Анализируя методы и идеологические формы работы с молодежью в области военно-патриотического воспитания, можно выделить три основных направления, по которым оно осуществляется.

 

1). Идеологическое: настоящий патриот должен знать свои корни (историю, культуру, религию, национально-нравственные ценности), а также иметь представление о тех враждебных силах, что им противостоят. Прививанию таких знаний служат образовательная система, различные коммеморативные практики. В последние годы набирает популярность и религиозная риторика, чему способствует и популярный в шиитском направлении ислама культ мертвых героев. Но это тема для отдельной статьи.

 

2). Концепция сакрализации образа родины в целом и ее символов в частности, на уровне безотчетной, практически религиозной преданности и любви. При этом родина непременно ассоциируется с государством, под которым в свою очередь понимается правящий режим. В дискурс вводится понятие триединства: государственной власти, армии и народа.

 

С самого детства настоящий патриот и достойный гражданин должен воспитываться так, чтобы обладать самыми лучшими человеческими качествами, чувствовать свою связь с корнями, принимать безальтернативность правящего режима и быть готовым отдать жизнь за святые государственные символы и идеалы. Образы мучеников, героев-шахидов репрезентируются в качестве высшей формы патриотизма. Карабахский конфликт остается в этом отношении мощной консолидирующей силой и неиссякаемым источником для сохранения и развития конфликтного дискурса.

 

3). Практические занятия по военно-патриотической подготовке. Военная компетенция становится неотъемлемым критерием, определяющим правильно воспитанного патриота.

Постер с надписью - Защита родины- долг каждого гражданина, 2020 год. Баку. Фото Лалы Гусейновой
Постер с надписью — Защита родины- долг каждого гражданина, 2020 год. Баку. Фото Лалы Гусейновой

Сноски и ссылки на источники:

 

1. Azərbaycan Respublikasinda Ümumitəhsilin Konsepsiyası (Milli Kurrikulumu), http://portal.edu.az/index.php?r=article/item&id=194&mid=5&lang=az)

 

2.  Концепция (Национальный Куррикулум) общего образования Азербайджанской республики, http://portal.edu.az/index.php?r=article/item&id=194&mid=5&lang=ru

 

3. Собирательный литературный образ, в учебниках предстающий в качестве реального исторического персонажа.

 

4. Концепция (Национальный Куррикулум) общего образования Азербайджанской республики, http://e-derslik.edu.az/books/186/units/unit-1/page50.xhtml; История Азербайджана 5 класс, 2016 г., http://e-derslik.edu.az/books/186/units/unit-1/page105.xhtml

 

5. История Азербайджана 5 класс, 2016 г., http://e-derslik.edu.az/books/186/units/unit-1/page105.xhtml

 

6. В средней школе № 239 Сабаильского района создан уголок военно-патриотического воспитания и военный кабинет, https://azertag.az/ru/xeber/V_SREDNEI_SHKOLE_NOMER_239_SABAILSKOGO_RAIONA_SOZDANY_UGOLOK_VOENNO_PATRIOTICHESKOGO_VOSPITANIYA_I_VOENNYI_KABINET-681728?device=Desktop

 

7.  Jurnalistlər gənclərin çağırışaqədərki hazırlığı dərsini izləyiblər, https://bakimektebleri.edu.az/303/az/news/read/9801 Jurnalistlər gənclərin çağırışaqədərki hazırlığı dərsini izləyiblər

 

8.  Gənclərin hərbi-vətənpərvərlik ruhunda tərbiyyəsi – nələrə diqqət yetirməli – Mürsə Qurbanov, https://www.moderator.az/news/111444.html

 

9. Культ Гейдара Алиева является неотъемлемой частью более широкой национально-патриотической идеологии. В 2019 году по всей стране в различных госструктурах проводятся мероприятия, приуроченные к 50-летию прихода Гейдара Алиева к власти.

 

10. Azerbaijan Service and Assessment Network — Государственное агентство по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики, https://asan.gov.az/az/media/press-releases/esgere-mektub

 

11. Министерство образования уделяет особое внимание военно-патриотическому воспитанию молодежи – Эмилия Аббасова, https://1news.az/news/ministerstvo-obrazovaniya-udelyaet-osoboe-vnimanie-voenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-molodezhi

 

12. Хумай Нагизаде: Губинское захоронение жертв геноцида – наглядное свидетельство отношения армянских дашнаков к азербайджанцам, https://azertag.az/ru/xeber/Xumai_Nagizade_Gubinskoe_zahoronenie_zhertv_genocida___naglyadnoe_svidetelstvo_otnosheniya_armyanskih_dashnakov_k_azerbaidzhancam-1111125
Участники летней школы «Юные гейдаровцы» посетили мемориальный комплекс геноцида. 22 июля 2019, http://soyqirim.az/ru/link/4285

 

13. “Hərbi vətənpərvərlik tərbiyyəsinin təbliğində Aprel döyüşlərinin rolu” mövzusunda tədbir keçirilmişdir, https://youthfoundation.az/43615

 

14. Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева на Первом форуме молодежи независимой Азербайджанской Республики — дворец «Республика», 2 февраля 1996 года, https://lib.aliyevheritage.org/ru/1228447.html

 

15.  Azərbaycan Respublikası Təhsil Nazirliyihttps://www.facebook.com/tehsil.gov.az/photos/a.171489163012983/313126902182541/?type=1&theater

 

16. “Cəsurlar” hərbi-idman və turizm oyunu, http://www.mys.gov.az/mtbuat/tdbirlrdetails/7/csurlar-hrbi-idman-v-turizm-oyunu “Cəsurlar” hərbi-idman və turizm oyunu

 

17. Cəmşid Naxçıvanski adına hərbi liseydə “Cəsurlar” hərbi-idman və turizm oyununun respublika final yarışı keçirilmişdir, https://azertag.az/xeber/63544 Cəmşid Naxçıvanski adina hərbi liseydə “Cəsurlar” hərbi idman və turizm oyununun final yarışı keçirilmişdir

 

18. «Şahin» hərbi-idman oyununun final yarışı, https://edu.gov.az/az/page/9/16561 “Şahin” hərbi-idman oyunun final yarışı

 

19. “Şahinlər” hərbi-idman oyununun Bakı şəhəri üzrə zona mərəhələsi keçirilib, https://metbuat.az/news/107007/sahinler-herbi-idman-oyununun-baki-seheri-uzre-zona-merheles.html

 

20. “Sərhəd” hərbi-idma oyunları uğurla başa çatıb, https://metbuat.az/news/156668/serhed-herbi-idman-oyunlari-ugurla-basa-catib.html

“Sərhəd” hərbi-idman oyununun respublika birinciliyinin final mərkələsinin təntənəli açılışı olub, https://azertag.az/xeber/1285203

 

21. Завершилась смена военно-патриотического лагеря «Серхедчи», http://armiya.az/ru/news/135346/

 

22. Səbail məktəblilərin yay döşərgəsində istirahəti mənalı və məzmunlu keçib, https://azertag.az/xeber/881128

“Gənc Heydərçilərin” yay istirahəti başa çatıb, https://mod.gov.az/az/news/genc-heyderciler-in-yay-istiraheti-basa-catib-12591.html

 

23. “Şücaətə görə” medalı şəhid Aqil Omarovun ailəsinə təqdim edilib, https://azertag.az/xeber/1290378

“Sücaətə görə” medalı şəhid Aqil Omarovun ailəsinə təqdim olunub, http://sosial.gov.az/post/2136

 

24. Azərbaycan Respublikası Gənclər və İdman Nazirliyi. Fəaliyyət istiqamətləri, http://www.mys.gov.az/gnclr-siyasti/gnclr-tskilatlari/ActivityAreas

 

25. Подробнее http://www.e-qanun.az/framework/5195

 

26. Указ Президента Азербайджанской Республики о молодежной политике 29 июля 1999. Опубликован в газете Бакинский рабочий 31 июля 1999 № 145, http://www.zewo.ru/decrees/pr/0169_99.html

 

27. Gənclər siyasəti haqqında. Azərbaycan Respublikasinin qanunu, http://e-qanun.az/framework/1619

 

28. План мероприятий по осуществлению «Государственной программы «Азербайджанская молодежь в 2017-2021 годах», https://nizamimuseum.az/ru/news/1385

Azərbaycan gəncliyi 2017–2021-ci illərdə” Dövlət Proqramı”nın təsdiq edilməsi haqqında Azərbaycan Respublikasi Prezidentinin sərəncami, http://www.e-qanun.az/framework/36474

 

29. Azərbaycan Respublikasının Gənclər Fondu – AzGF, https://youthfoundation.az/

 

30. Milli qəhrəmanlarımızın təbliği: Koroğlu Rəhimov – Bəxtiyar, https://teleqraf.com/news/toplum/24284.html

 

31. Yevlaxda Urfan Vəlizadəyə həsr olunmuş tədbir keçirilib, https://news.lent.az/news/284154

 

32. Gənclər arasında Milli Qəhrəmanlarımızın təbliği: Albert Aqarunov, http://matbuat.az/news/446281/gencler-arasinda-milli-qehremanlarimizin-tebligi-albert-aqar.html

 

33. Ireli, https://ireli.az/

 

34. Vətəni təmənnasız sevməyi öyrənmişik – Rufik İsmayılov, http://kaspi.az/az/veteni-temennasiz-sevmeyi-yrenmisik/?action=disablemobile

 

35. “İrəli” İctimai birliyi “Marş irəli” layihəsinə start verib, https://azertag.az/xeber/Ireli_Ictimai_Birliyi_Mars_Ireli_layihesine_start_verib-1176124

 

36. “Marş irəli” hərbi-vətənpərvətlik düşərgəsi yenidən başladı, https://ireli.az/2019/07/mars-ireli-acilis/

 

37. В Азербайджане создается военно-патриотический лагерь, https://novosti.az/society/63527.html

Заказать обратный звонок