Фотопроект «Где-то была война. Москва и Петербург весной 2022-го»

Павел Мирный

 

Этот проект был создан прежде всего как реакция на войну в Украине или, как ее называют в России, «специальную операцию». После первого месяца войны, когда прошел шок и оцепенение, когда удалось немного освободиться от навязчивых мыслей о родных и близких, находящихся под обстрелами в Украине, от забот, где найти и как доставить для них жизненно необходимые лекарства и продукты, мысли и рабочие идеи постепенно начали проясняться.

 

Для этого проекта я специально использовал детскую цифровую камеру с плохим разрешением. Я не ставил перед собой задачи создать технически идеальную картинку. Меня интересовало документирование окружающей реальности и событий, которые уже случились и продолжают происходить в Москве и Петербурге после 24 февраля. Зачастую получавшаяся картинка отражала атмосферу неопределенности в завтрашнем дне. Мне кажется, что люди в моем окружении, как и я сам после начала войны живем именно в таком состоянии неопределенности. 

 

Использование в качестве рабочего инструмента детской камеры также подразумевало вовлечение в кадр детей. Эти кадры отражают, на мой взгляд, традиции систематического вовлечение будущих граждан страны в милитаристскую повестку с ранних лет.

 

Все фотографии распечатаны на специальной термобумаге с помощью все той же детской камеры. Это тип бумаги, который каждый из нас получает на кассе в магазине после любой покупки. Здесь для меня также много символики. «Чековая лента» кажется мне идеальной метафорой колоссальных военных бюджетов и финансовых потерь, вызванных войной.

 

Диагональные перспективы, наклоны и необычные ракурсы на фотографиях дают отсылку к приёмам классиков советской фотографии 1930-х годов, Александра Родченко, Бориса Игнатовича и других. Такими же приемами пользовались советские фотографы, снимавшие во время войны.

 

Из-за войны, санкций и новых репрессивных законов в России, многие покинули страну. Кто-то, напротив, принял решение остаться. Многие поддерживают идущую уже четвертый месяц «специальную операцию». Нынешняя ситуация стала кульминацией милитаризации страны, результатом грубого использования истории для оправдания сегодняшних действий. 

 

Власть пытается контролировать язык. Слово «война», практически исчезло из обихода. Люди перестали произносить это слово вслух, пытаются прятать боль и тревогу за самыми разными эвфемизмами. Редко когда, в разговорах на безопасных «кухнях», как в старые советские времена, люди более откровенны. 

 

В воздухе ощущается безумное напряжение, в нем разлито беспокойство, диссонанс и неопределенность. Наиболее остро все эти эмоции и чувства проявлялись в мае, в дни празднования очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне. Возникало ощущение что в роковом 2022-м война закончившаяся 77 лет тому назад, и начавшаяся в феврале сливались в одно событие, образовывали единое поле памяти.

 

У большинства людей из моего круга общения нет понимания, что делать дальше, какое будущее нас всех ждет. Я думаю, что в этой ситуации растерянности и неопределенности очень важно продолжать заниматься своим делом. Для меня, фотографа, это значит продолжать попытки фиксировать череду событий и образов любыми доступными мне способами. Как минимум, эта работа помогает мне самому не сойти с ума. 

 

Когда проходишь по оживленной улице и видишь на стене надпись «НЕТ ВОЙНЕ», то понимаешь, что ты не один, надежда на мирное будущее сохраняется. Я надеюсь, что мои фотографии позволят увидеть антивоенные граффити всем тем, кто не нашел их на улицах их собственных городов. Помогут понять каждому, кто выступает в России против войны, что он или она не одиноки. Но самое важное, о чем я хотел сказать, что прямо сейчас должна закончиться эта чудовищная война.

 

Заказать обратный звонок